Кропивницкий – Николаев: вместо дорог – "направления"


Поездки по Украине по общественным и партийным делам – всегда возможность познакомиться с новыми интересными людьми и узнать лучше свою страну. Не всегда с лучшей стороны.


Например, с неприятным удивлением узнала, что дороги из Кропивницкого (экс-Кировоград) в направлении Николаева почти отсутствуют! То есть два соседних областных центра, крупных города связаны друг с другом автомобильным сообщением только на карте. К сожалению, это не преувеличение.
Так, дорога из Кропивницкого на Южноукраинск, по которой мне «посчастливилось» ехать, действительно существует лишь на карте и в воображении чиновников, судя по всему. Все пути регионального и даже национального (!) значения между двумя областными центрами «деградируют» от разбитого ямами и трещинами дорожного полотна до полного отсутствия этого полотна как такового. Более понятным языком: трассы там грунтовые.
Дорога, именуемая местными жителями и опытными водителями «кишиневская бетонка» — другая крайность. Эта «трасса» (как понятно из названия, тоже международного значения) представляет собой «автобан» из бетонных плит с соответствующим комфортом, а точнее дискомфортом передвижения. Под влиянием погоды время от времени плиты «вздыбливаются», создавая прямо на пути водителей в прямом смысле бетонные стены-отбойники.
Чтобы убедиться в правдивости моих слов, даже не придется выезжать «на место» — достаточно интернет-поиска: автомобилисты на форумах всерьез обсуждают поездки по полям как лучшую альтернативу «официальным» дорогам, вспоминают «потерянные» в ямах Кировоградской и особенно Николаевской областей колпаки, шины, бампера. Видео о состоянии дорожного покрытия – также более чем достаточно.
А год назад Николаевский областной совет признал ситуацию на 6 автодорогах региона чрезвычайной и угрожающей жизни граждан.


Вопрос, который вполне естественно возникает в этом случае, как и при поездках по городским дорогам Запорожья, один: куда ушли деньги? Водители с каждого купленного литра бензина уплачивают дорожный сбор – от этого налога никуда не денешься, его платят все. Местные органы власти до децентрализации все средства направляли в столицу, столица определенную часть средств возвращала. У дорог, о которых шла речь выше, есть вполне конкретные «хозяева»: громады, местная власть, центральная власть. То есть: деньги есть, ответственные есть, необходимость есть… Дорог нет.
Стоит прямо назвать этих ответственных и соответственно виновных. Дороги вне населенных пунктов — сфера ответственности областных автодоров (в данном случае — Кировоградского и Николаевского) и выше по иерархии — «Укравтодора». Которые получают на свою деятельность деньги из государственного бюджета (в 2017-м бюджет «Укравтодора», кстати, был удвоен по сравнению с 2017-м).
Но заметьте: несмотря на ужасное качество автомобильных путей люди, бывшие или находящиеся на высоких постах в госкомпаниях по ремонту дорог — улыбающиеся миллионеры. Самое жестокое наказание, угрожающее им — увольнение, с перспективой возвращения при следующей власти, например. Ни одной громкой «посадки» в этой сфере как минимум за последний год! Сумской «дорожник», задержанный за взятку в 5 тысяч гривен — это просто смешно.
«Укравтодор» возглавляет, кстати, поляк Славомир Новак, который на родине является фигурантом расследования по делу финансовой пирамиды Amber Gold. Вот такой «менеджер».
В самом правительстве «Укравтодор» бережно прикрывает сам премьер Владимир Гройсман, критикующий «папередников» и нахваливающий работу нынешних «дорожников».

Такая «крыша» объясняет, почему облавтодорами до сих вплотную не занимаются НАБУ, Генпрокуратура и правоохранители в регионах. Хотя суд по этим делам мог бы быть очень быстрым: достаточно провести выездное заседание где-нибудь на трассе между Николаевом и Кропивницким.

Нет комментариев