Порошенко обратился к парламенту. Главные выводы


Президент пытался переложить с себя вину за проблемы в стране то на «папередников», то на Кабмин, пытался манипулировать и призывал поддержать коррупционные законы.

В самом начале своего обращения Президент Украины позволил себе откровенную манипуляцию:

Порошенко заявил, что 10 млн украинцев получили биометрические и активно пользуются безвизовым режимом с ЕС.
1) На самом деле, за 4 года выдано не более 7,9 млн загранпаспортов. Об этом свидетельствует статистика Государственной миграционной службы с 2014 по 2018 год. Более того, в статистике 2014 и 2017 годов нет разделения на биометрические и не биометрические паспорта. Соответственно, общее количество «биометрики» меньше 7,9 млн.
2) По данным свежего опроса СОЦИС, Центра Разумкова и КМИС, безвизовым режимом воспользовались только 14% украинцев.

Президент сказал и правду, действительно по сравнению с 2013 годом Украина лишилась 20% промышленности. Во многом это связано с событиями на Донбассе и в Крыму. Но не стоит отбрасывать факт, что за почти 5 лет этой власти не была проведена масштабная индустриализация страны. Если годами ранее Украина считалась индустриально – аграрной, то в результате деиндустриализации Украина превратилась в сырево-аграрное государство.

В ходе обращения к Верховной Раде, Президент акцентировал внимание на вопросе трудовой миграции. Действительно, по данным ООН из Украины на постоянную или временную работу выехали уже 7 млн украинцев. МИД Украины констатирует, что ежегодно страну покидает 1 млн граждан. Это существенный вызов, в котором, по мнению Президента, виновен бизнес, а не власть.

По словам Порошенко, бизнес должен увеличивать зарплаты рабочим, чтобы остановить отток кадров из страны. И плевать, что за пять лет президентства не состоялось существенной налоговой либерализации. Напротив, реформа банковского сектора и повышение учетных ставок НБУ привели к полному прекращению кредитования.

А зачем банкам кредитовать бизнес, если можно просто положить деньги на счета НБУ под процент выше инфляции? Это гарантированное не только сбережение ресурсов банков, но и безрисковый заработок. Из-за этого прекратилось не только потребительское кредитование, но и кредитование бизнеса. Вследствие этого бизнес не имеет возможности модернизировать производство и развиваться. Из-за этого украинские товары на мировых рынках не конкурентоспособны.

Порошенко не упустил возможности и попытаться уколоть Тимошенко ее «новым курсом» и предложениями политической реформы. Петр Алексеевич заявил, что полномочия Канцлера в видении Тимошенко даже шире, чем полномочия Кайзера. Чтобы оценить этот пассаж президента, нужно разобраться в терминах.
Так вот, «кайзером» в германоязычных странах назывался император. А «канцлер» – всего лишь глава правительства. Разница чувствуется?
Видимо, президент решил не вчитываться в концепцию Тимошенко, а решил ее голословно раскритиковать. Заявление Порошенко о кайзере очень напоминает заявление члена Совета писателей СССР в отношении произведения Пастернака «Доктор Жеваго»: «книгу писателя не читал, но осуждаю». Показательный отказ от советчины…

Если даже поверхностно просмотреть концепцию Тимошенко – видно, что действующие полномочия президента планируется разделить между Национальной Ассамблеей Самоуправления, парламентом и правительством. При этом, предлагается внедрить пропорциональную избирательную систему в два тура, которая успешно зарекомендовала себя в Италии и позволяет избежать правительственных кризисов. Ни о каком единоначалии в концепции Тимошенко и речи нет. Напротив, Тимошенко акцентирует внимание на том, что нельзя всю ответственность за будущее государства концентрировать в одних руках.

Еще одним «уколом тупым предметом» в адрес Тимошенко было заявление Порошенко о кабальных газовых контрактах 2009 года. Именно тех газовых контрактах, подписанных Тимошенко, которые позволили Украине выиграть у России Стокгольмский арбитраж и получить 4 млрд долларов. Очень созвучны слова Порошенко с заявлением председателя «Газпрома» о кабальности контракта:

1 марта 2018 года: «Продолжение действия контрактов для «Газпрома» является экономически нецелесообразным и невыгодным" – Алексей Мюллер, председатель правления РАО «Газпром».

Удивительно, как президент Украины может менять свою оценку контрактов исходя из политической целесообразности:

2 марта 2018 года: «Меня проинформировали после очень внимательного изучения контракта между НАК „Нафтогаз України“ и РАО „Газпром“. Контрактами не предусмотрено право их расторжения в одностороннем порядке, и подобные заявления „Газпрома“ могут объясняться только нежеланием выполнять свои контрактные обязательства» – Президент Украины Петр Порошенко.

Отдельным пунктом выступления Порошенко был вопрос автокефалии украинской православной церкви. Он заявил, что государство не будет вмешиваться в дела церкви. Но по словам президента, именно усилия украинской дипломатии за последние 4 года создали условия, чтобы Всеправославный Собор предоставил Томос украинской церкви.

Но более показательной является фраза президента о священниках и прихожанах УПЦ (МП): «Украина защитит прихожан и священников УПЦ (МП), которые решат присоединиться к автокефалии». Показательно, что о защите других вероисповеданий или церквей Порошенко не сказал и слова. В предоставлении Украинской православной церкви Томоса действительно есть глубинный смысл. Когда УПЦ (КП) будет признана канонической, причастность себя к УПЦ (МП) будет оправдываться только желанием сберечь свою связь с Москвой.

Самым абсурдным из заявлений президента можно назвать принцип «играть по правилам, а не с правилами». Решение парламента увеличить количество членов Центризбиркома с 15 до 17 – яркое тому опровержение. Из-за нежелания находить компромисс между БПП и Народным фронтом в вопросе нового состава ЦИК, количество членов решено увеличить. Это превращает ЦИК в тотально контролируемый Банковой орган. Подобное решение «поиграть с правилами» – далеко не первое в истории Украины. Также поступала не только прошлая, но и позапрошлая власть. Вот некоторые яркие примеры:

2004 год: не смогли определить победителя второго тура президентских выборов – назначили третий тур. И плевать, что этого не предусмотрено Конституцией.
2010 год: не нашли компромисс в вопрос размещения черноморского флота – подписани неконституционные Харьковские соглашения. Ничего, конституцию быстренько «подогнали» под соглашения с Путиным.
2016 год: не нашли лояльного к власти кандидата на пост Генпрокурора — изменили закон под Луценко, который не имеет юридического образования.
2016 год: не нашли, кого назначить на пост главы Минздрава – в нарушение законов уже более двух лет держат Ульяну Супруна в должности И.О. Министра здравоохранения. Чихать, что КЗоТ позволяет не более трех месяцев пребывания в должности исполняющего обязанности.
2018 год: не смогли договорится о членах ЦИК – расширили его количества, чтобы всем хватило места.

Так давайте идти дальше, почему бы не расширить количество президентов до 7 – как дней в неделе! Чтобы никому не было обидно. Глупость порождает хаос, помните это!

Петр Алексеевич в очередной раз извинился за то, что украинцы его неверно поняли в вопросе прекращения АТО. Вот прямая цитата президента: «извиняюсь, что породил завышенные ожидания».

В завершении выступления Петр Порошенко призвал парламент поддержать абсолютно коррупционные законопроекты о выведенном капитале и законопроект о концессиях.

К примеру, законопроект о концессиях предполагает, что действующие предприятия могут брать в аренду до 50 лет государственное и коммунальное имущество, включая электросети и дороги с передачей их на баланс концессионера без обязательного финансового обеспечения. Под это государственное имущество концессионер сможет брать кредиты и закладывать данное имущество. Это прямая коррупционная схема по выведению из государственной собственности объектов и предприятий. При этом все новые объекты, которые будут созданы в рамках концессии, окажутся не на балансе государства, а на балансе концессионера. Европейская практика видит концессию иначе: создается предприятие – концессионер, оно не только не получает себе на баланс государственную собственность, но также должно иметь на своих счетах не менее 50% денег для реализации концессионного договора. Если речь идет о краткосрочных проектах на 5 – 10 лет, то концессионер должен иметь на своем счету не менее 70% средств для успешной реализации концессионного договора. Разумеется, что все новые объекты, которые строит концессионер автоматически попадают на баланс государства. А срок существования предприятия – концессионера строго ограничен сроком действия договора о концессии.

Это был краткий анализ полуторачасового обращения президента к парламенту. Обращение было исполнено манипуляций, но было в нем и слово правды. Правда в основном касалась того, чего не удалось добиться президенту за весь срок своей каденции.

Сергей Быков, глава аналитического центра «ИНПОЛИТ»

Нет комментариев