До выборов осталось три дня


Сейчас еще многие избиратели определяются. Таких примерно 30%, по мажоритарщикам — еще больше, так как фиксируется полная расконцентрация внимания и путаница в фамилиях и брендах, их выдвинувших. Сложно прогнозировать во что это выльется

Введем такое условное понятие как «электоральный предел» для неопределившихся. Это максимальный предел субъектов избирательного процесса, предложенных в бюллетене, из которых избиратель может реально выбирать. Чем ближе дата выборов, тем этот перечень уже. Как правило, он сокращается до двух в последние недели выбора.

Также практика последних лет показывает, что в Раду обычно проходят лишь 5-6 политических сил. Такая комбинация моделируется общим спектром выбора, имеющий свой классический предел.

К примеру, в 2012 г. прошли 5 партий — Партия регионов, Батькивщина, УДАР, КПУ, Свобода. В 2014 г. снова действовал 5% барьер и прошли Народный фронт, БПП, Самопомощь, Оппоблок, РПЛ Ляшко, Батькивщина. Такая ситуация была и в 2002, 2006 и 2007 годах.

Избиратель похожего идеологического генотипа выбирает между двумя или тремя партиями. И тогда важно сориентировать избирателя на конструктивный выбор. Из двух-трех похожих по идеологическому генотипу партий правильней выбрать ту, которая имеет большие шансы преодолеть 5% барьер и оперативней реализовать ожидания. На уровне массового сознания голоса за менее проходные партии начинают восприниматься как голоса впустую.

Скажем, если избиратель — сторонник Аграрной партии не желает допустить продажу земли с/х нзначения, то он может поддержать «Батькивщину», которая задекларировала аналогичную позицию, но, очевидно, имеет более высокий рейтинг. Тоже самое касается, например, обычно социально уязвимого избирателя Радикальной партии Ляшко. Важная для них социальная повестка может быть адекватно осуществлена лишь Тимошенко как возможным премьером.

Или, скажем, избиратель «Гражданской позиции», сориентированный на «сильную руку», может проголосовать за «Силу и честь» Смешка, который выглядит более привлекательным, чем Гриценко. Конфликт между Гриценко и Смешко, кстати, вписывается в попытку запустить искусственный переток голосов. Правда, совершенно не уверен, что Гриценко достигнет внушительных успехов в этом деле.

Еще один пример «сообщающихся сосудов» — это «Голос» и «Европейская солидарность». У них примерно одинаковая территориальная фокусировка, правда разные возрастные контингенты ядерного электората. Однако, некогда верные сторонники Порошенко, фанатично благодарные ему после проигранного второго тура, как-то незаметно дрейфуют в сторону Вакарчука. Правда, честно признаться, есть и малозаметный обратный процесс. Этим частично можно объяснить такие качели, которых сопровождает рейтинг партий Порошенко и Вакарчука.

В любом случае, есть довольно таки много других рисков. Никуда не делся микроресурс объединенных громад и макроресурс оставшихся глав районных администраций. С разных уголков доходит информация, что Порошенко через своих партийцев, оставшихся у руля значительного числа районов, будет пытаться фальсифицировать результаты «Батькивщины».

Самыми тяжелыми станут сражения за результат у мажоритащиков. Так принципиальное значение будет иметь контроль за членами окружной и участковых комиссий. Будут попытки разыграть «карусели» и вбросы на участках (ведь сражение будет идти за каждую лишнюю сотню голосов), способность быстро и незаметно осуществить «уточнение» итоговых протоколов (львиная доля фальсификаций происходит посредством этой незатейливой процедуры). Отдельная статья расходов — силовое и судебное сопровождение победы.

До выборов осталось три дня.

Нет комментариев