Сложное "простое решение"




Не часто в жизни президентов случаются исторические моменты, когда необходимо сделать правильный выбор, чтобы обеспечить своему народу наиболее выгодный вариант будущего. Тем более, не часто выпадают моменты, когда этот выбор необходимо сделать мгновенно.
Молдова, государственное образование, которому необходимо было сделать выбор, как говорят недипломатическим языком — «ещё на вчера». С новым, молодым и отчаянно правильным президентом Майей Санду во главе, Молдова получила невероятный шанс обеспечить себе потрясающее по своим возможностям будущее. Однако, судя по её публичным действиям и заявлениям, официального выбора направления своего «счастливого будущего», ждать придётся ещё очень долго.
Молдова не спешит осуждать агрессию россии против Украины и не торопится распрощаться с проблемой «замороженного конфликта» на своей территории. Вялые заявления о необходимости «вывести войска из Приднестровья» скорее направлены на декларирование проевропейских мечтаний, чем на демонстрацию желания избавиться от длительной русской угрозы. Видимо война, для жителей Молдовы и её президента, видится событием мифическим и нереальным.
Страна которая, и как бы желает быть дружественной для Украины, и в то же время страной-союзником для россии. Чтобы понимать такое поведение Молдовы необходимо взглянуть не столько на «социологию», сколько на «экономическую географию». Практически весь Север этой страны упорно русскоязычный. Кроме того, граждане Молдовы часто имеют ещё и русский паспорт. Многие мечтают работать в Москве и ещё больше, уже там работают и учатся. С началом украинской войны, именно граждане Молдовы получили некий неформальный статус «заменителей украинцев» для проявлений неизменной братской любви со стороны россиян.
Экономическое пространство теневой активности плотно завязано на русских бизнесменов и откровенную контрабанду. Между Тирасполем и Кишинёвом установлены невероятно тесные коррупционные схемы по легализации московских и русских денег. Огромное количество честно наворованных российскими чиновниками средств «оседает» в легальных компаниях с молдавской пропиской.
Кроме того, Молдова невероятно зависима от русских энергоносителей. Не имея своего газа и нефти, эта страна буквально пришита-пришпилена своей экономикой к русским ресурсам.
Кроме всего прочего, молдавские вооружённые силы … носят характер «церемониальных» подразделений. Полицейские и специальные подразделения не имеют, ни опыта, ни желания принимать участие в боевых действиях. Хотя качество подготовки полицейского спецназа достаточно высокое, однако их количество явно недостаточно для решения «приднестровской проблемы».
Как сказал однажды украинский политолог Виктор Небоженко – «по результату разговоров с жителями и политиками Молдовы, остаётся впечатление, что они научились получать удовольствие от потери кусочка своей конституционной территории».
Существует ещё одна проблема внутреннего политического характера. Майя Санду не нашла общего языка с молдавскими национально-демократическими силами. Ей категорически не удаются политические проекты, которые требуют понимания самой сути политики. Она не умеет договариваться. Отличный, состоявшийся технократ, она способна великолепно взаимодействовать и управлять работающими механизмами специальных служб и чиновничьего аппарата. Однако выстроить новую и эффективную структуру государственного механизма, она явно неспособна.
С другой стороны, украинские политики и чиновники, так же пожинают плоды своего неумения работать с Молдовой. Один только скандал с судьёй Чаусом чего стоит …
Украинские чиновники плохо ладят с сопредельными государствами и сегодня это влияет на ход военной кампании. Стратегический вопрос обязательного уничтожения вражеской военной группировки у себя в глубоком тылу, обязан был, быть решённым в первые же дни открытой агрессии.
Во-первых, ассиметричные боевые действия в виде уничтожения русского плацдарма для проведения специальных операций, весьма сильно изменило бы планы врага на одесском направлении.
Во-вторых, в Приднестровье находятся огромные склады боеприпасов и вооружения, так необходимого сейчас на фронтах.
В-третьих, завершение существования одного пространства «замороженного конфликта» будет иметь «эффект домино» для процесса ликвидации российских болевых точек в других странах постсоветского пространства.
В-четвёртых, именно этого действия ждали от Украины и Молдовы все их партнёры мирового уровня и будущие гаранты новой системы коллективной безопасности.
Однако, ключ к решению «приднестровского вопроса» лежит не в Кишинёве, а в Бухаресте. Именно в Румынии необходимо вести конструктивные диалоги по поводу принятия решений. Принятия правильных, своевременных, и таких сложных «простых решений».

Нет комментариев