"Чорні лебеді" непередбачувані, або Про нелінійність соціальних процесів


"Мы не знаем страны, в которой живем".
© Ю. Андропов
После провалившегося ГКЧП СССР не стало буквально за три дня.

9 (22) января 1917 года на встрече со швейцарской социал-демократической молодежью 46-летний Владимир Ленин заявил:
"Мы, старики, не доживем до решающих битв грядущей революции".
Но уже в конце февраля Российскую империю накрыла Февральская революция.

Василий Розанов писал об этой революции в 1917 году:
"Русь слиняла в два дня. Самое большее — в три. Даже “Новое Время” нельзя было закрыть так скоро, как закрылась Русь. Поразительно, что она разом рассыпалась вся, до подробностей, до частностей. И собственно, подобного потрясения никогда не бывало, не исключая “Великого переселения народов”.
Там была — эпоха, “два или три века”. Здесь — три дня, кажется даже два. Не осталось Царства, не осталось Церкви, не осталось войска, и не осталось рабочего класса.
Что же осталось-то?
Странным образом — буквально ничего.
Остался подлый народ, из коих вот один, старик лет 60 “и такой серьезный”, Новгородской губернии, выразился: “Из бывшего царя надо бы кожу по одному ремню тянуть”.
Т. е. не сразу сорвать кожу, как индейцы скальп, но надо по-русски вырезывать из его кожи ленточка за ленточкой.
И что ему царь сделал, этому “серьезному мужичку”?
Вот и Достоевский…
Вот тебе и Толстой, и Алпатыч, и “Война и мир”.
"

Когда западные Кремленологи пытаются прогнозировать развитие политических процессов в путинской России, они выглядят если не смешно, то, как минимум, как никудышные мастеровые, отрабатывающие спустя рукава свои гонорары.

Полюбуйтесь сами, The Washington Post со ссылкой на собеседников в российском правительстве пишет, что "представители российской элиты на восьмом месяце войны с Украиной заговорили о возможной смене власти".

«Мы начали входить в революционную ситуацию. Все ждут чего-то иного, чем то, что происходит сейчас: другого руководства, другой войны. Ястребы хотят более жестких действий. Голуби вообще не хотят войны. Назревает время смены политической системы. Но как это произойдет, я не знаю», — сказал изданию высокопоставленный представитель власти на условиях анонимности.

«Все совершенно расстроены. Настроение очень плохое», — подтвердил крупный российский бизнесмен. По его словам, экономика страдает от того, что происходит, а заявления о том, что Россия сможет перенаправить свой экспорт в Китай и Индию, оказались несостоятельными. На фоне ужесточения санкций каждая плохая новость с фронта становится новым ударом по экономике, подтвердил другой собеседник из бизнес-элиты.

«Никто не доволен статус-кво», — пояснил российский чиновник. «Понятно, что военная или политическая победа невозможна. Но и проигрыш невозможен. Это превращается в шахматную ситуацию, известкую как цугцванг, когда каждый шаг хуже другого, а не двигаться невозможно», — говорит он.

Еще летом в правительстве был оптимизм, отмечает другой чиновник. Власти верили, что «мы все перевернем и найдем выход», но сейчас от этого настроя не осталось и следа. «Люди видят, что будущего нет», — отмечает он. Гробы, которые пошли с фронта, только ухудшат ситуацию, считает российский бизнесмен.

«Через несколько месяцев в России будет очень негативная динамика: ухудшение настроений в обществе», — говорит предприниматель. Чтобы изменить ситуацию на фронте, в арсенале у Путина остался только тактический ядерный удар. Но, по словам российского бизнесмена, Китай может заблокировать такую эскалацию. «Этот ящик Пандоры китайцы не хотят открывать», — уверен он.

«Это по-прежнему война на истощение, пока одна из сторон не сможет продолжать войну», — говорит бизнесмен. Санкции начинают все сильнее сказываться на экономике России, а в декабре вступают в силу нефтяное эмбарго и потолок цен на российскую нефть.

На этом фоне бывший премьер-министр Сергей Степашин выступил с призывом не допустить повторения революции 1917 года и оставить Путина во главе России до 2030 года:
«Мы не должны повторять 1917 год, когда ближайшее окружение Николая II по сути дела его предало. Я считаю, что Путину придется, хочет или не хочет, свой крест пронести еще, до того, как мы действительно сможем сделать настоящий мир».

По словам Степашина, во время войны в Украине стало «совершенно очевидно, что никакой замены (Путину — ЕП) быть не может, особенно в ситуации частичной мобилизации».

В 2020 году Путин сам внес поправки в Конституцию России, которые позволяют ему оставаться у власти до 2036 года.

Все эти господа плохо учились, если вообще учились.
Ситуацию и события, которые они линейно экстраполируют в далекое будущее, может кардинально изменить взмах крыла бабочки буквально завтра, что неоднократно подтверждено историей России.

И никакой Путин их не спасет, как не спасло и отречение Николая II.
Колесо истории остановить уже невозможно.
Потеря управляемости путинской вертикали вмиг приведет к тому, о чем писал в 1917 году Розанов: распад, тотальный хаос, война всех против всех.

Невежество действительно большое счастье.



Нет комментариев