Мудрецы о проблемах человечества
Две важнейшие для украинцев и не только мысли в одном абзаце:
«Объем насилия в распоряжении конкретной страны скоро, возможно, уже не будет надежным показателем силы этой страны или надежной гарантией против разрушения со стороны существенно меньшей и более слабой державы. И здесь есть зловещее сходство с одной из древнейших интуиций политической науки — что власть (power) нельзя измерять в категориях богатства, что изобилие богатства может ослаблять власть, что богачи особенно опасны для власти и благосостояния республик.»
© Ханна Аренд. «О насилии»
«Разумеется, православная церковь как социальный институт всегда была школой лицемерия. Это есть неизбежное следствие объективного противоречия между высотой планки нравственных требований, заданных христианским вероучением, и желанием пастырей загнать в стадо («паства» это те, кого пасут) максимальное число овец.
Результат зафиксирован сто лет назад: "У нас из десяти брачующихся едва ли есть один, который верит в таинство, из ста мужчин едва ли один есть уже неженатый прежде и из пятидесяти один, который вперед не готовился бы изменять своей жене при всяком удобном случае, и большинство смотрит на поездку в церковь только как на особенное условие обладания известной женщиной". © Л.Н.Толстой, «Крейцерова соната»
Но в словосочетании «школа лицемерия» одинаково важны ОБА слова. Была некая «школа», которая учила (заставляла) соблюдать хотя бы внешнее приличие. А это не так уж плохо; в любом случае — гораздо лучше откровенного, неприкрытого бесстыдства. Теперь же мы пришли к тому, что госконтора господина Гундяева готова оказать платные ритуальные услуги любому «алексею из москвы», который даже не скрывает (да еще и других к тому публично призывает!), что венчание ему нужно, чтоб алименты не платить.
Впрочем, когда я вижу изможденные постом и молитвой лица чиновников ведомства господина Гундяева, когда я слышу про нано-пыль и троюродную племянницу, которая живет в одной квартире с патриархом, когда читаю, как некий протоиерей Смирнов заявляет: "Россия великая, у нас полно ядерных кнопок, вообще весь мир мы можем уничтожить, но у нас нет теперь таких людей, у который хватит мужества нажать эти кнопки — народ измельчал духовно", когда я узнаю, что это не «некий протоиерей», а председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, проректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, декан факультета Православной культуры Академии ракетных войск стратегического назначения, то мне становится понятно, что не только паства, но и пастыри РПЦ уже не считают нужным лицемерить и изображать веру в древнееврейские сказки, записанные в Евангелии. Строго говоря, это не может не радовать.»
© М. Солонин
«Одна из проблем, которую нельзя решить высокоточными ракетами, — миллиарды недорослей, недоучек, недоразвитков.
Примитивные народы умели воспитывать своих мальчиков и девочек. Простая культура целиком влезала в одну голову, и в каждой голове были необходимые элементы этики и религии, а не только техническая информация.
Культура была духовным и нравственным целым. Естественным примером этой цельности оставались отец с матерью. Сейчас они банкроты. Тинейджер, овладевший компьютером, считает себя намного умнее деда, пишущего авторучкой.
Мир изменился, каждые пять лет он другой, и все старое сбрасывается с корабля современности. Растут миллиарды людей, для которых святыни, открывшиеся малограмотным пастухам, не стоят ломаного гроша.
Полчища Смердяковых, грядущие гунны, тучей скопились над миром. И они в любой день готовы пойти за Бен Ладеном или Баркашовым. Записку Иконникова гунны не прочли (а если б и прочли — что им Иконников? Что им князь Мышкин?). Судьбу Другого они на себя не возьмут…
Одно из бедствий современности — глобальная пошлость, извергаемая в эфир. Возникает иллюзия, что глобализм и пошлость — синонимы. И глобализм уже поэтому вызывает яростное сопротивление. Не только этническое. Не только конфессиональное.
Одна из особенностей великих культурных миров — способность к историческому повороту, переходу от расширения вовне к внутреннему росту, от захваченности центробежными процессами к созерцанию духовного центра и покаянию за отрыв от него.
Лидерами станут страны, которые лучше других сумеют создать новый стиль жизни, включить паузу созерцания в череду дел, избавиться от лихорадки деятельности, от "блуда труда, который у нас в крови" (Мандельштам).
Пионерами могут быть и большие и маленькие страны, сильные и слабые. Мы не знаем, кто вырвется вперед. Но начинать должны все.
Решающей становится не экономика, а педагогика, начиная с детского сада. Дети схватывают начатки нового быстрее взрослых.
Я вспоминаю слова девочки четырех лет: "Мама, не говори громко, от этого засыхают деревья".
С самого раннего детства можно воспитывать понимание радости, которую дает созерцание. И это подготовит людей к переоценке ценностей, к переходу от инерции неограниченного расширения техногенного мира к цивилизации созерцания, духовного роста и равновесия с природой.
Если мы будем просто звать людей ограничить свои потребности, ничего не выйдет, кроме раздора. Петр кивнет на Ивана, Европа на Америку, Азия на Европу. Поворот может дать только открытие ценности созерцания, паузы созерцания в делах, в диалогах и дискуссиях, в развитии мысли.
Школа не может отвлечься от сегодняшнего дня, не может не готовить программистов, юристов, менеджеров. Но сегодняшний день скоротечен, и течение несет его к смерти. Слово «кала» на санскрите — омоним: и время, и смерть. Культура, не нашедшая опоры в вечном, падет под напором перемен.
Школы могут и должны учить паузе созерцания: через искусство, через литературу. Со временем — используя телевидение, если оно повернется к величайшей проблеме века.»
© Г. Померанц
Это раньше в России театр начинался с вешалки, а сейчас, в новый просвещенный век, — с разрешения гражданина начальника.
«Объем насилия в распоряжении конкретной страны скоро, возможно, уже не будет надежным показателем силы этой страны или надежной гарантией против разрушения со стороны существенно меньшей и более слабой державы. И здесь есть зловещее сходство с одной из древнейших интуиций политической науки — что власть (power) нельзя измерять в категориях богатства, что изобилие богатства может ослаблять власть, что богачи особенно опасны для власти и благосостояния республик.»
© Ханна Аренд. «О насилии»
«Разумеется, православная церковь как социальный институт всегда была школой лицемерия. Это есть неизбежное следствие объективного противоречия между высотой планки нравственных требований, заданных христианским вероучением, и желанием пастырей загнать в стадо («паства» это те, кого пасут) максимальное число овец.
Результат зафиксирован сто лет назад: "У нас из десяти брачующихся едва ли есть один, который верит в таинство, из ста мужчин едва ли один есть уже неженатый прежде и из пятидесяти один, который вперед не готовился бы изменять своей жене при всяком удобном случае, и большинство смотрит на поездку в церковь только как на особенное условие обладания известной женщиной". © Л.Н.Толстой, «Крейцерова соната»
Но в словосочетании «школа лицемерия» одинаково важны ОБА слова. Была некая «школа», которая учила (заставляла) соблюдать хотя бы внешнее приличие. А это не так уж плохо; в любом случае — гораздо лучше откровенного, неприкрытого бесстыдства. Теперь же мы пришли к тому, что госконтора господина Гундяева готова оказать платные ритуальные услуги любому «алексею из москвы», который даже не скрывает (да еще и других к тому публично призывает!), что венчание ему нужно, чтоб алименты не платить.
Впрочем, когда я вижу изможденные постом и молитвой лица чиновников ведомства господина Гундяева, когда я слышу про нано-пыль и троюродную племянницу, которая живет в одной квартире с патриархом, когда читаю, как некий протоиерей Смирнов заявляет: "Россия великая, у нас полно ядерных кнопок, вообще весь мир мы можем уничтожить, но у нас нет теперь таких людей, у который хватит мужества нажать эти кнопки — народ измельчал духовно", когда я узнаю, что это не «некий протоиерей», а председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, проректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, декан факультета Православной культуры Академии ракетных войск стратегического назначения, то мне становится понятно, что не только паства, но и пастыри РПЦ уже не считают нужным лицемерить и изображать веру в древнееврейские сказки, записанные в Евангелии. Строго говоря, это не может не радовать.»
© М. Солонин
«Одна из проблем, которую нельзя решить высокоточными ракетами, — миллиарды недорослей, недоучек, недоразвитков.
Примитивные народы умели воспитывать своих мальчиков и девочек. Простая культура целиком влезала в одну голову, и в каждой голове были необходимые элементы этики и религии, а не только техническая информация.
Культура была духовным и нравственным целым. Естественным примером этой цельности оставались отец с матерью. Сейчас они банкроты. Тинейджер, овладевший компьютером, считает себя намного умнее деда, пишущего авторучкой.
Мир изменился, каждые пять лет он другой, и все старое сбрасывается с корабля современности. Растут миллиарды людей, для которых святыни, открывшиеся малограмотным пастухам, не стоят ломаного гроша.
Полчища Смердяковых, грядущие гунны, тучей скопились над миром. И они в любой день готовы пойти за Бен Ладеном или Баркашовым. Записку Иконникова гунны не прочли (а если б и прочли — что им Иконников? Что им князь Мышкин?). Судьбу Другого они на себя не возьмут…
Одно из бедствий современности — глобальная пошлость, извергаемая в эфир. Возникает иллюзия, что глобализм и пошлость — синонимы. И глобализм уже поэтому вызывает яростное сопротивление. Не только этническое. Не только конфессиональное.
Одна из особенностей великих культурных миров — способность к историческому повороту, переходу от расширения вовне к внутреннему росту, от захваченности центробежными процессами к созерцанию духовного центра и покаянию за отрыв от него.
Лидерами станут страны, которые лучше других сумеют создать новый стиль жизни, включить паузу созерцания в череду дел, избавиться от лихорадки деятельности, от "блуда труда, который у нас в крови" (Мандельштам).
Пионерами могут быть и большие и маленькие страны, сильные и слабые. Мы не знаем, кто вырвется вперед. Но начинать должны все.
Решающей становится не экономика, а педагогика, начиная с детского сада. Дети схватывают начатки нового быстрее взрослых.
Я вспоминаю слова девочки четырех лет: "Мама, не говори громко, от этого засыхают деревья".
С самого раннего детства можно воспитывать понимание радости, которую дает созерцание. И это подготовит людей к переоценке ценностей, к переходу от инерции неограниченного расширения техногенного мира к цивилизации созерцания, духовного роста и равновесия с природой.
Если мы будем просто звать людей ограничить свои потребности, ничего не выйдет, кроме раздора. Петр кивнет на Ивана, Европа на Америку, Азия на Европу. Поворот может дать только открытие ценности созерцания, паузы созерцания в делах, в диалогах и дискуссиях, в развитии мысли.
Школа не может отвлечься от сегодняшнего дня, не может не готовить программистов, юристов, менеджеров. Но сегодняшний день скоротечен, и течение несет его к смерти. Слово «кала» на санскрите — омоним: и время, и смерть. Культура, не нашедшая опоры в вечном, падет под напором перемен.
Школы могут и должны учить паузе созерцания: через искусство, через литературу. Со временем — используя телевидение, если оно повернется к величайшей проблеме века.»
© Г. Померанц
Это раньше в России театр начинался с вешалки, а сейчас, в новый просвещенный век, — с разрешения гражданина начальника.
Нет комментариев